Главная

Морская практика

Навигация

МППСС

Правила Парусных
соревнований


Сигнализация

Лоция

Такелажное дело

Безопасность
жизнедеятельности


Словарь морских
терминов


Литература

Ссылки

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ЯХТСМЕНА

А

АДМИРАЛТЕЙСТВО - район территории порта, где расположены эллинги, верфи, мастерские и склады для постройки, ремонта и снабжения военных кораблей. В России были созданы в конце XVII-начале XVIII в. в Воронеже, Архангельске, Санкт-Петербурге, Крондштадте, Херсоне, Севастополе и т.д.
АБОРДАЖ - тактический прием времен гребного и парусного флота, предусматривающий сцепление судов для рукопашного боя
АВТОНОМНОСТЬ - длительность плавания без пополнения запасов.
АЗИМУТ - (астронавигация) угол между северной частью плоскости истинного меридиана наблюдателя и вертикалом светила.
АКВАТОРИЯ - участок водной поверхности.
АНКЕРОК - бочонок без крана для пресной воды. Внутри к пробке подвешен стакан.
АНТИЦИКЛОН - область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра по часовой стрелке в Северном полушарии (в Южном - против).
АПСЕЛЬ - бизань-стаксель на двухмачтовых яхтах (кэтчах, иолах).
АРМОЦЕМЕНТ - (фероцемент) разновидность железобетона с высокой степенью армирования, конструкционный материал для постройки яхт и судов.
АУТРИГЕР - 1. Боковой поплавок на судах типа “проа”.
2. Выстрел полурей с ноком пяткой на шарнире у мачты, для отвода брасов от вант.
АХТЕРПИК - крайний кормовой, нежилой отсек яхты.
АХТЕРШТАГ - снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму.
АХТЕРШТЕВЕНЬ - кормовой элемент продольного набора корпуса яхты, вертикально или
с наклоном скрепленный с килем.

Б

наверх

БАБОЧКА - способ несения парусов на яхтах с косым парусным вооружением, когда на полных курсах носовые паруса выносят на противоположный, по отношению к
кормовым парусам, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе яхты.
БАЙДА - парусная рыбацкая лодка на Черном и Азовском морях, предназначалась для ловли рыбы и перевозки грузов около 3 т.
БАК - надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют носовую часть палубы (см. фордек).
БАКАН (БАКЕН) - плавучий знак навигационной обстановки, устанавливаемый на якоре
на границе фарватера или судового хода, преимущественно на реках.
БАКС - штука дерева, соединяющая киль с форштевнем.
БАКШТАГ - 1. Курс, когда угол между ДП яхты и направлением линией ветра более 90* и менее 180*; 2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту к борту и в корму; 3. Для бушприта - см. ватербакштаги 180*.
БАКШТОВ - трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления (взятия на бакштов) другого судна.
БАЛЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый в фальшкиль и т.д.).
БАЛЛЕР - конструкция с осью вращения или вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем.
БАЛУН - передний, дополнительный, полно скроенный парус для слабых ветров на полных курсах. Паруса аналогичного назначения гнуя, дрифтер, ричер.
БАЛЯСИНА - ступенька в виде точеного рейка.
БАНКА - 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для расспорки бортов; 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров.
БАНТ - полоса парусины, нашитая на парус с целью его подкрепления в местах
пробивки рифлюверсов.
БАР - 1.Единица давления. 2.Валообразная наносная отмель в прибрежных районах.
БАРБАРА - дополнительная оттяжка шкотового угла стакселя к палубе.
БАРК - трехмачтовое парусное судно, имеющее полное прямое вооружение на фок- и грот-мачте. Барк бывает четырех- и пятимачтовым. В этом случае все передние мачты имеют прямое вооружение, кроме последней бизань-мачты
БАРКЕНТИНА (шхуна-барк) - судно с тремя и более мачтами, из которых фок-мачта имеет прямое вооружение, а все остальные - косое. Встречаются четырех-, пяти- и даже шестимачтовые баркентины.
БАРХОУТ - утолщенный пояс наружной обшивки в районе ватерлинии.
БЕГИН-РЕЙ - нижний рей на бизань-мачте, к которому парус не привязывается и который поэтому называется еще "сухим". На этом рее растягиваются крюйсель-шкоты.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ - снасти, служащие для постановки подвижного рангоута и парусов, а также для управления ими.
БЕЙДЕВИНД - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением
ветра меньше 90*. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45*, полный - больше 60*.
БЕЙФУТ - 1.Кольцо из обшитого кожей троса или железа для крепления рея или
гафеля к мачте или стеньге; 2. Простой раксбугель, если гик (гафель) имеет усы.
БЕНЗЕЛЬ - перевязка двух толстых тросов линем или каболкой.
БЕРМУДСКИЙ ПАРУС - прямоугольный, треугольный, косой парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками, позволяет идти яхте в бейдевинд.
БЕРМУДСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ - тип парусного вооружения яхт, а затем и судов с треугольным парусом, который напоминает совмещенные гафельные паруса (трисельного покроя) с гаф-топселем, но без гафеля. Введен примерно в 1830 г. яхтсменами на Бермудских островах.
БЕСЕДКА - подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.
БИЗАНЬ - нижний косой парус на бизань-мачте.
БИЗАНЬ-МАЧТА - кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на иоле, кеэче).
БИМС – подпалубная балка поперечного набора корпуса яхты.
БИТЕНГ - металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для крепления тросов.
БЛИНД - прямой парус, ставившийся на старинных парусниках под бушпритом.
БЛИНДОУС - распорный шест для отклонения бакштагов.
БЛОК - шкив с фиксированной осью и желобом по окружности для изменения направления тяги троса, цепи.
БЛУПЕР (БИГБОЙ)- вспомогательный, косой, летучий, “пузатый” парус, поднимаемый с
подветра от спинакера.
БОКАНЦЫ - небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока галсов или на юте
для отвода и сохранения от перетирания о корпус и такелаж брасов.
БОН - закрепленное на месте (к берегу, на якоре, за палы) плавучее, мало погруженное сооружение с настилом, предназначенное для швартовки маломерных судов или других специальных целей (заграждение, переправа и т.д.).
БОРА - сильный, порывистый, холодный ветер, дующий со склонов гор у моря.
БОРГ - снасть стоячего такелажа, на которой висит нижний рей.
БОРТ - боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня.
БОРТОВЫЕ ОГНИ - судовые навигационные огни обозначающие борт судна(правый - зеленый, левый - красный).
БОУТ - усиливающая, вертикальная, косая или секторная накладка на парусе из парусины или ленты в местах особых нагрузок, перетирания, пробивки (вшивания)
БОЦМАН - лицо младшего командного состава на судне. В его обязанности входит содержание судна в чистоте, руководство и наблюдение за общесудовыми работами и обучение команды морскому делу. Старший среди младшего комсостава судна. люверсов, кренгельсов, гатов.
БРАМ-СТЕНЬГА - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
БРАНДЕР-ЩИТ - вертикальный щит, закрывающий основной вход в каюту яхты.
БРАС - снасть бегучего такелажа, закрепленная на ноке спинакер-гика или рея и
служащая для их разворота в горизонтальной плоскости и удержания под нужным углом.
БРАШПИЛЬ - палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для
подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке.
БРЕШТУК - связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем.
БРИДЕЛЬ - якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав. пирсу, бону и т.д.).
БРИГ - двухмачтовое парусное судно с прямым вооружением, но имеющее гафель на гроте.
БРИГАНТИНА - 1. В раннюю эпоху парусного флота XVI в. так назывались легкие быстроходные суда; принадлежали пиратам (от англ. бригэнд - разбойник, пират), с парусами латинского вооружения.2. Современное двухмачтовое парусное судно у которого фок-мачта с вооружением как у брига, а грот-мачта - с косым, как у шхун.
БРИЗ - ветер в прибрежных районах, который в течении суток меняет свое направление под влиянием разностей температур поверхностей суши и воды (днем - с
моря на сушу, ночью - с суши на море).
БРИФОК - четырёхугольный парус со свободной нижней шкаториной, поднимаемый на
передней мачте на брифок-рее. В отличии от фока, брифок не привязывают к рею.
БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ - легкий трос с грузом (легостью) на конце. С его помощью подаются швартовы.
БРОТ-КАМЕРА - помещение на корабле для хранения сухарей, муки или сухой провизии.
БРОЧИНГ - явление полной потери управляемости при попутных ветрах, когда яхта
резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды.
БРЮКАНЕЦ - защитный зонт из водонепроницаемой ткани вокруг мачты в районе пяртнерса, препятствующий попаданию воды в корпус яхты.
БУГЕЛЬ - железный обруч, надеваемый на рангоут для его укрепления или соединения
составных частей.
БУЕР - 1.Небольшое (до 20 м.), плоскодонное, одномачтовое голландское судно
прибрежного плавания со шпринтовым или гафельным вооружением и шверцами. 2.Парусная яхта на коньках для скольжения по льду, снежному насту.
БУЙ - 1.Плавучий знак навигационной обстановки, стоящий на мертвом якоре.
Служит, как правило, для ограждения опасных мест, а также для указания осей,
сторон, и поворотов рекомендованных фарватеров. 2.Плавучесть, соединенная
через буйреп с мертвым якорем. Используется для швартовки яхт.
БУЙРЕП - 1.Трос, связывающий буй с мертвым якорем. 2.Трос с плавучестью
(томбуем) на поверхности и коренным концом на тренде якоря, для обозначения
места отдачи якоря, и, по необходимости, для облегчения его отрыва от грунта.
БУКСИРОВКА - тяга одного судна (буксируемого) другим судном (буксиром) с помощью
буксирного троса (буксира), или методом толкания, или лагом (буксировка судна
ошвартованного бортом к буксиру).
БУКСИРОВОЧНЫЙ ОГОНЬ - желтый огонь на корме буксирующего судна.
БУЛЬБОКИЛЬ - конструкция плавникового яхтенного киля с прикрепленным к нижней
кромке тяжелым балластом (бульбом) обтекаемой формы.
БУЛИНЬ - 1. Тонкий трос (линь) внутри задней шкаторины косого паруса, служащий
для регулировки профиля паруса. 2.Снасть для выноса вперед наветренной, боковой
шка-торины прямого паруса.
БУХТА - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами.
БУХТА ТРОСА - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка
нового троса в виде полого цилиндра.
БУХТОВЫЕ РЫБИНЫ - рейки рямоугольного сечения, изогнутые по форме обводов судна; применяются для временных поддержек шпангоутов во время их установки.
БУШПРИТ - горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с
носа яхты и служащее для выноса штагов и галсовых углов кливеров.
БЫК-ГОРДЕНЬ - см.Гордень.

В

наверх

ВАНТЫ - снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные фитинги), скрепленные с набором корпуса.
ВАТЕР-БАКШТАГИ - снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты.
ВАТЕРВЕЙС - 1.Толстые, деревянные брусья, идущие по бортам яхты и составляющие
часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов.
ВАТЕР-ВУЛИНГ - скрепление бушприта с водорезом (тросовое, цепное и т.д.).
ВАТЕРЛИНИЯ - 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты и
разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая теоретического чертежа
корпуса судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной
плоскостью.
ВАТЕР-ШТАГ - снасть стоячего такелажа, раскрепляющая бушприт книзу (форштевню).
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА (ВАХТА)- основной вид дежурства на судах, обеспечивающий их
плавание, безопасность и живучесть. Все сведения об эксплуатации судна, работе
его механизмов, изменениях в личном составе и т.д. заносятся в вахтенный журнал.
ВЕЛЬПСЫ - рёбра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса.
ВЕРЕТЕНО ЯКОРЯ - продольный стержень якоря.
ВЕРП - вспомогательный, завозной якорь на судне.
ВЕРПОВАНИЕ - передвижение посредством подтягивания к верпу, который завозят в нужное место на шлюпке.
ВЕРТИКАЛ (светила)- большой круг на небесной сфере, проходящий через зенит,
надир, и светило.
ВЕРТЛЮГ - 1. Круговой шарнир. 2. Винтовой стяжной механизм (см. талреп).
ВЕХА - плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения
опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и
голика или другой топовой фигуры.
ВЗЯТИЕ РИФОВ - Уменьшение площади паруса для косых парусов - путем увязывания
нижней части рифштертами или наматыванием ее на гике, а для прямых парусов -
путем увязывания верхней части паруса к рею.
ВИНДЗЕЙЛЬ - поворотная, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе.
ВИНТРАНЕЦ - брус, помещенный своей верхней гранью на высоте косяков нижней палубы.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ - масса воды, вытесняемая судном и равная массе самого судна.
ВОДОРЕЗ - передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений.
ВОДОПРОТОК - вырез в нижней части флортимберса для протока воды.
ВООРУЖЕНИЕ ПАРУСНОГО СУДНА - совокупность парусов, рангоута, такелажа,
палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и
управления парусами. Различается два основных вида парусного вооружения: косое-
с парусами параллельно диаметральной плоскости (ДП) корпуса и прямое, с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна.
ВОССТАНОАВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА (КАТАМАРАНА)- подъем швертбота (катамарана) на ровный
киль, когда он лег парусами на воду или совершил поворот оверкиль.
"ВСЕ ВДРУГ" - маневр или действие, выполняемое всеми одновременно по сигналу.
ВУЛИНГ - 1. Шлаги троса, положенные тесноё, рядом друг с другом на однодревковой
мачте для ее укрепления. 2. См. ватер-вулинг.
ВЫБИРАТЬ - подтягивать снасть (трос), обеспечивая ее натяжение. Противоположное
действие - травить.
ВЫБЛЕНКА - 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный морской узел.
ВЫМБОВКА - деревянный рычаг для вращения шпиля вручную.
ВЫПИНГ - волновая вибрация, неустановившиеся упругие колебания корпуса,
вызываемые ударами днища и бортов о воду - слемингом и накатом воды на палубу.
ВЫСОТА СВЕТИЛА - угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на светило.
ВЫСТРЕЛ - рангоутное дерево, упирающееся в другое рангоутное дерево, борт или
корпусную конструкцию для отвода снастей или такелажа. См. так же - аутригер.
ВЫТЯГИВАТЬСЯ НА РЕЙД - выходить из гавани посредством завоза верпа (верповаться) или с помощью буксира.

Г

наверх

ГАВАНЬ - защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов.
ГАК - крюк, служащий для подъёма или закрепления груза.
ГАКАБОРТ - верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от раковины до планширя.ная для стоянки судов.
ГАК - крюк, служащий для подъема или закрепления груза.
ГАКАБОРТ - верхняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна от раковины
до планширя.
ГАКАБОРТНЫЙ ОГОНЬ - буксировочный огонь (желтый), выставляемый на корме
буксирующего судна.
ГАЛЕРА - тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII в. н.э. В России просуществовал до конца XVIII в.
ГАЛС - 1. Курс яхты относительно ветра без учета угла к ветру. Различают правый и левый галсы, по названию борта, в который дует ветер. 2. Снасть, тали, с
помощью которых удерживается нижний, наветренный угол паруса- галсовый.
ГАЛФВИНД - курс относительно ветраё ,когда угол между ДП яхты и направлением
ветра составляет 90* (полветра).
ГАЛЬЮН - 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом служившая гальюном на старинных парусных судах.
ГАЛЬЮННАЯ ФИГУРА - носовое украшение (скульптура) на парусниках.
ГАНДИКАП - коэффициент или измеряемая в секундах величина, используемые для
сравнительной оценки результатов показанных, в гонках яхтами с различными гоночными баллами.
ГАРДЕЛЬ - снасть бегучего такелажа для подъема нижних реев и гафелей.
ГАТ - отверстие в парусе, рангоутном дереве или корпусной конструкции для проводки снастей, размещения шкивов и т.д.
ГАФЕЛЬ - наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее
пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней шкаторины косых
четырехугольных парусов, а также для крепления шкотовых углов топселей.
Паруса, поднимаемые на гафеле, называют- гафельными, а оснастку судна с
такими парусами - гафельным вооружением.
ГЕЛЬМПОРТ - вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна для проводки
баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается (водонепроницаемо)
гелмпортовая труба, в которой и завешивается баллер руля.
ГЕНУЯ - большой, широкий стаксель со шкотовым углом, заходящим за мачту яхты.
ГИК - горизонтальное рангоутное дерево, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины
косого паруса и носит его название ( грота-гик, бизань-гик и т.д.). Оснащается
: гика-шкотом, топенантом, оттяжкой гика, завал-талями. Для рас-тягивания
нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкот, бизань-шкот и т.д.), а для
взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом.
Гик для передних парусов (стаксель-гик, кливер-гик) опирается через вертлюг на
фитинг у своего штага. См. также спинакер-гик.
ГИНИ - тали с увеличенными размерами блоков, числом шкивов и толщиной лопарей.
Гини, как минимумё, имеют два трехшкивных или двух- и трехшкивный блоки.
ГИТОВЫ - снасти бегучего такелажа для подтягивания к рею шкотовых углов прямого паруса или шкаторин косого паруса к гафелю и мачте при его уборке.
ГЛАГОЛЬ-ГАК - откидной гакё, удерживаемый в рабочем положении особым звеном цепи.
ГЛИССИРОВАНИЕ - режим движения яхты, при котором под действием динамических
сил воды изменяется ее посадка - нос поднимается а корма оседаетё, скорость хода
при этом увеличивается (судно выходит на глиссирование).
ГОЛАНИТЬ - придавать шлюпке ход вперед с помощью особых винтообразных движений кормового весла.
ГОНГ - металлическое устройство в форме тарелки для подачи звуковых сигналов.
ГОЛЕТ (галет, гулет) - парусное судно шхунного вооружения, между мачтами имело грот-стаксель. Часто имелись стеньги, на которых поднимались каф-топсели. Длина около 18-20 м.
ГОЛИК - плетеная топовая фигура на вехе.
ГОНКИ - соревнования яхт. Разделяются на классные гонки - для яхт одного класса
(или с равными гоночными баллами) и гадикапные - с различными гон. баллами.
ГОНОЧНЫЕ ЯХТЫ - парусные яхты предназначенные для участия в гонках. Подразделяются на яхты международного, олимпийского и национальных классов.
ГОНОЧНЫЙ БАЛЛ - величина, выражаемая в метрах или футах и обозначающая скоростной потенциал - “гоночную силу” яхты. Получается в результате обмера
корпуса, парусов и расчета по специальным формулам.
ГОРДЕНЬ - 1.подъёмное приспособление, состоящее из закрепленного одношкивного
блока и пропущенного через него троса (шкентеля). 2. Снасть бегучего такелажа для подтягивания шкаторины прямого паруса к рею. Гордень, подтягивающий
парус за середину шкаторины, называется бык-гордень.
ГРЕП - нижняя часть водореза.
ГРОТ - косой парусё, поднимаемый на грот-мачте (в корму) яхты с косым
вооружением, или прямой, самый нижний парус на грот-мачте яхты с прямым вооружением.
ГРОТ-МАЧТА - вторая от носа и последующие, кроме кормовой, мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом судне; более высокая или вторая, при равной высоте. на двухмачтовом судне; мачта, если она - одна.
ГРОТА-ШКОТ - снасть, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика.
ГРУНТОВ - отрезок троса, крепящий по походному шлюпку на шлюп-балках .

Д

наверх

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ - максимальное расстояние, на котором можно увидеть предмет в море. Различают геометрическую, оптическую и метеорологическую дальности видимости.
ДЕВИАЦИЯ - (у магнитного компаса) отклонение чувствительного элемента (магнитной стрелки, катушки) компаса от направления магнитного меридиана под действием собственного магнитного поля судна.
ДЕЙДВУД - подводная часть кормового или носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем. На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом, цистернами и т.д.
ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ - общее название некоторых съемных элементов оборудования на
яхте (иллюминаторы, двери, трапы, леерные стойки, скобы, блоки и т.д.).
ДИНГИ - тип гоночного швертбота-одиночки (экипаж - 1 человек).
ДИПЛОТ - лот для измерения больших глубин. Отличается только массой гири, равной 15-30 кг. Диплотлинь размечают на метры начиная с 10 и до 150 м.
ДП - диаметральная плоскость (яхты).
ДИРИК-ФАЛ - снасть бегучего такелажа для подъёма и удержания гафеля под углом.
ДИФФЕРЕНТ - наклон судна в продольной плоскости.
ДНИЩЕ - заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ДОБИРАТЬ - см. выбирать.
ДРЕК - шлюпочный якорь.
ДРЕКТОВ - якорный канат шлюпочного якоря.
ДРЕЙФ - снос движущейся яхты с линии её курса под влиянием ветра, без учета течения. Дрейф измеряется углом дрейфа , заключённым между кильватерной струей
(линией пути) и ДП яхты.

Ж

наверх

ЖВАКА-ГАЛС - специальное устройство или узел крепления коренного конца якорного
каната (цепи) на судне.
ЖИВУЧЕСТЬ - способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные
и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью,
надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.

З

наверх

ЗАВАЛ-ТАЛИ - снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный
переброс на другой борт на полном курсе.
ЗАМОК - соединение штук дерева набора между собой. Различают вертикальный (вертикальное соединение плоскостей) и горизонтальный (горизонтальное соединение плоскостей).
ЗАЛОЖИТЬ - 1.Закрепить конец, трос. 2.Заложить галс (жарг.)- продолжительное
движение одним галсом.
ЗЕНИТ - на вертикале, точка пересечения перпендикуляра через наблюдателя к
плоскости горизонта.
ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ - ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи).

И

наверх

ИНТРЮМ -(стар.) трюм.
ИЛЛЮМИНАТОР - застекленное отверстие в борту, надстройке, верхней палубе яхты.
ИОЛ - тип вооружения двухмачтовой парусной яхты с бизань-мачтой позади рулевого
устройства.
ИСПРАВЛЕНИЕ РУМБОВ - переход от компасных направлений к истинным.
ИСТИНЫЙ КУРС - курс яхты с учетом магнитного склонения и девиации.

К

наверх

КАБЕЛЬТОВ - расстояние в 1\10 часть морской мили (= 185,2 м).
КАБОЛКА - исходная, составная часть растительного троса, скрученная из
Растительного волокна.
КАЛЫШКА (кеньга)- случайный завиток или закруток троса, препятствующий его
свободному прохождению через шкив блока, клюз и т.д.
КАМБУЗ - кухня на яхте.
КАНАРЕЙ-БЛОК - небольшой блочок, через который проходят флаг-фалы, подвешивается к ноку гафеля или специального флаг-гафеля.
КАНИНХЕМ - мягкая, галсовая оттяжка парусов Бермудского покроя (грот, бизань).
КАРЕТКА - переставляемое или подвижное устройство на погоне для переноса направления тяги гика-шкота.
КАРЛИНГС - продольная палубная балка, поддерживающая поперечный набор палубы, а также являющаяся опорой для полубимсов.
КАРТУШКА - чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий направление
магнитного меридиана.
КАТ - тали или шкентель для подъёма якоря на борт, обычно через кат-балку.
КАТ-БАЛКА - выстрел на фордеке для подъёма якоря на борт.
КАТАМАРАН - яхта с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными
корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью.
КАЧКА - колебания яхты под воздействием волн, разделяется на продольную (килевую),и поперечную (бортовую).
КАЮТА - яхтенное жилое помещение.
КВАРТЕРДЕК - приподнятая на 0,8 - 1,0 м кормовая часть верхней палубы.
КИЛЕВАНИЕ - 1.Искусственное наклонение яхты до обнажения киля на стоянке (для
очистки корпуса, ремонта и т.д.) 2. Протаскивание провинившегося моряка на
конце под килем судна.
КИЛЬ - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна.
КИЛЬБЛОК - элемент опорного устройства для выставления яхты на суше.
КИЛЬВАТЕР - строй судов, идущих в одной линии друг за другом.
КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ - след на поверхности воды позади идущей яхты.
КИЛЬСОН - (флор-тимберс) продольная связь днищевой части шпангоутов.
КИПА - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса
(стакселя) на лебедку, утку.
КИПОВАЯ ПЛАНКА - приспособление для изменения направления снастей и предохранения их изломов.
КЛАМП - стопор в виде накладки на рангоутном дереве, препятствующий проскальзыванию охватывающей это дерево снасти.
КЛЕВАНТ - деревянный брусок цилиндрической формы для крепления сигнальных флагов
к фалам и прочих соединений линей.
КЛЕТЕНЬ - тонкий линь, накладываемый вокруг троса при его клетневании.
КЛЕТНЕВАНИЕ - вид такелажных работ, при которых на трос кладут тонкие полоски
просмоленной парусины (клетневину), а затем клетень.
КЛИВЕР - 1.Косой, треугольный парус, который ставится перед стакселем. Следующий
перед ним парус называется бом-кливер. Если кливер ставится без крепления к
штагу (со свободной передней шкаториной), то его называют летучим. 2.Передний
парус на шлюпке, оснащенной разрезным фоком.
КЛИПЕР - быстроходное парусное судно, первоначально появилось в середине XIX в. или немного ранее; отличается своеобразными острыми обводами и большой парусностью.
КЛИПЕРШТЕВЕНЬ - особая форма изгиба форштевня. Наклоненный вперед клиперштевень постепенно переходит в бушприт и утлегарь, что создает иллюзию динамического корпуса, готового к быстрому бегу.
КЛОТИК - деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая на топ.
КЛЮЗ - отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или
отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КЛЯМСЫ - толстые пояс, укрепляемые с внутренней стороны борта судна, на которые
кладут бимсы.
КНЕХТ - деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем
фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КНИЦА - пластина (штука дерева) треугольной или трапециевидной формы, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна.
КНОП - узел в виде утолщения на конце троса.
КНЯВДИГЕД - 1. носовая кница, служащая опорой для бушприта и дающая архитектурное оформление носу корабля. 2. На старинных парусных судах выдающаяся вперед наделка в верхней части форштевня, которая служила опорой для гальюна. (имела собственное название - лисель-индигет).
КОКПИТ - открытое сверху, замкнутое пространство на яхте для работы экипажа на ходу. Распространенный самоотливной кокпит небольшое углубление в палубе.
КОМИНГС - вертикальное, водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в помещение.
КОМПАС (магнитный)- навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойства магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля.
КОМПАСНЫЙ КУРС - курс яхты по компасу.
КОМПРОМИС - тип корпуса балластированной (килевой) яхты со швертом.
КОНЕЦ - 1.Не металлический трос на яхте. 2.Собственно концы снасти, один из которых коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый).
КОНТРАТИМБЕРС - наклонная балка продольного набора, являющаяся продолжением ахтерштевня при наличии кормового свеса.
КОНТРАФОРС - 1.Распорка в звене якорной цепи. 2.Распорка у стоек фальшборта или
леерных стоек.
КОРЕННОЙ КОНЕЦ - см. Конец.
КОРМА - оконечность яхты, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем (контртимберсом) и транцем (при его наличии).
КОРМОВОЙ ОГОНЬ - белый огонь на корме судна (МППСС-72).
КОРПУС ЯХТЫ - основа яхты, состоящая из внешней оболочки (наружной обшивки, настила верхней палубы, надстроек и рубок), подкреплённая набором и переборками.
КОСОЙ ПАРУС - см. Вооружение.
КОУШ - металлическая внутренняя оправа петли троса (огана).
КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬ - металлический или деревянный штырь для закладывания снастей.
КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬНАЯ ПЛАНКА - массивная, жесткозакрепленная планка у мачты или борта
с отверстиями для кофель-нагелей.
КРАМБОЛ - см. Кат-балка.
КРАНЕЦ - приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта яхты
о причал или другое судно на швартовках и стоянках.
КРАНЦЕВАЯ ДОСКА - доска, подвешенная с борта яхты между причалом и кранцами.
КРАСПИЦА - 1.Распорка, отводящая ванты от мачты. 2.Поперечный брус, положенный
на лонго-салинг. 3.Выступ на битенге для поддержания шлага цепи.
КРЕЙСЕРСКОЕ ПЛАВАНИЕ - плавание (хождение) на яхте от порта до порта, по определенному маршруту.
КРЕН - наклонение яхты в поперечной плоскости (вокруг продольной оси).
КРЕНГЕЛЬС - кольцо, петля, полукольцо, вшитое в парус у шкаторины или в шкаторину.
КРУТОЙ КУРС (ОСТРЫЙ КУРС)- бейдевинд. Круто (остро) ходить возможность удерживать яхту на крутом бейдевинде не теряя хода. Противоположное полно ходить.
КРУГОВОЙ ОГОНЬ - белый огонь кругового свечения, выставляется, как правило, на судне, стоящем на якоре. Подробнее см. МППСС-72 и якорные огни.
КРЮЙС-ПЕЛЕНГ - определение места яхты по пеленгам на ориентир, курсу и пройденному расстоянию.
КУБРИК - помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования.
КУРСОВОЙ УГОЛ - горизонтальный угол между ДП яхты и направлением на ориентир.
КУРС ЯХТЫ - горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением
движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы.
КУРС ЯХТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА - угол между направлением ветра и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса).
КУТТЕР - см. тендер.
КЭТ - лодка с косым гротом и вращающейся мачтой, вынесенной на фордек.
КЭЧ - тип вооружения двухмачтовой парусной яхты с бизань-мачтой перед рулевым
устройством.

Л

наверх

ЛАВИРОВКА - передвижение яхты к цели, находящейся “наветру” курсами бейдевинд,
периодически меняя галсы (зигзагом).
ЛАГ - прибор (устройство) для измерения скорости (пройденного расстояния) судна.
ЛАГЛИНЬ - линь со специальной разметкой для ручного, забортного лага.
ЛАГОМ - положение ошвартованных судов или “на ходу” относительно друг друга, когда они выставляются “борт к борту”.
ЛАТА - тонкая, плоская гибкая рейка из дерева или пластика, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на парусе Бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля.
ЛАТИНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ - косое вооружение с треугольным парусом, крепящимся
к длинному, наклонному рейку (рю).
ЛЕБЕДКА - механизм для увеличения тяги при выбирании снастей за счет передачи
усилий через шестерни различных диаметров.
ЛЕВЕНТИК - положение яхты носом против ветра, когда паруса перестают работать.
ЛЕДЖЕС - полубимс, брус между карлингсами.
ЛЕЕР - 1.Металлический прут или трос вдоль рангоутного дерева для привязывания
парусов. 2.Ограждение верхней палубы яхты. Состоит из металлических леерных
стоек и тросов или прутьев-лееров, протянутых между ними. См. также - релинг.
ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ - находиться под воздействием внешних сил (ветер, течение), не
используя их для целенаправленного движения.
ЛЕТУЧИЕ ПАРУСА - те носовые паруса, которые не крепятся по передней шкаторине к штагам обычно, ставятся при слабых ветрах.
ЛЁГОСТЬ - оплетённый сверху парусиновый мешочек с песком. Привязывается к бросательному концу и облегчает его прицельное бросание.
ЛИКПАЗ - полузакрытый жёлоб на (в) рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса. Ликпаз также является основным элементом штаг-пирса.
ЛИКТРОС - растительный или синтетический трос пологой свивки, который пришивают
к кромке паруса (шкаторине) для повышения его прочности и крепления к рангоуту. Для кливеров (стакселя) на яхтах применяют гибкие, стальные тросы, которые вшивают в передние шкаторины парусов.
ЛИНЁК - короткий кончик, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
ЛИНЬ - растительный или синтетический, обычно, плетёный трос окружностью до 25 мм. Широко используется в парусном деле для шнуровки чехлов, флагофалов, лотов,
бросательных концов ит.д.
ЛИНИЯ ПУТИ - линия, по которой фактически перемещается судно относительно грунта, с учетом дрейфа и сноса.
ЛИСЕЛЬ - нижний летучий парус прямого вооружения, ставится на специальном
рангоутном дереве - лисель-спирте. На яхтах ставится под гиком на полных курсах.
ЛОКСОДРОМИЯ - линия на земной поверхности, пересекающая все мередианы под од-
ним и тем же углом. На морских картах в меркаторской проекции локсодромия
изображается прямой линией.
ЛОНГА-САЛИНГИ - продольные брусья на нижней части топа мачты или стеньги, служащие вместе с краспицами и чиксами основой марса или салинга.
ЛОПАРЬ - часть троса основанная между блоками или юферсами.
ЛОТ - прибор (устройство) для измерения глубин с борта судна.
ЛОТЛИНЬ - линь со специальной разметкой ручного лота, к которому прикрепляют
груз.
ЛОЦИЯ - 1.Раздел судовождения, изучающий условия плавания в водном бассейне.
2.Название навигационного пособия, содержащего подробное описание отдельных
районов водных бассейнов, их берегов, навигационной обстановки и т.д.
ЛОЦМАН - специалист по проводке судов в определенном районе. Бывает обязателен
к приему на борт, но ни в коей мере не подменяет капитана.
ЛЬЯЛО - углубление в трюме судна для сбора воды, масел и т.д. - льяльных вод.
ЛЮВЕРС - круглое отверстие в парусе, тенте и т.д., оплетённое тросом или обжатое
металлическим кольцом.
ЛЮГЕР - 1.Косой трапециевидный парус, поднимаемый на рейке. 2.Судно с люгером.
ЛЮК - отверстие в палубе яхты для прохода людей, освещения и вентиляции
помещений.

М

наверх

МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ - угол между географическим и магнитным меридианами в
рассматриваемой точке земной поверхности. Положителен при восточном склонении, отрицателен при западном.
МАГНИТНЫЙ КУРС - курс с учетом магнитного склонения.
МАРКА - 1.Способ заделки конца троса. 2.Отметка на снасти, лине.
МАРКИЗОВА ЛУЖА - ироническое название Невской губы, восточной части Финского
залива вблизи устья р. Невы. Под командованием маркиза де-Траверсе (Х1Х в.)
Российский Балтийский флот никогда не выходил дальше Кронштадта.
МАРС - площадка на топе мачты для разноса стень-вант и работы с парусами.
МАРСЕЛЬ - второй снизу прямой парус, ставящейся между марса-реем и нижним реем.
МАРТИН-ГИК - рангоутное дерево, подвешенное вертикально под ноком бушприта для утлегарь и бом-утлегарь-штагов и мартин-бакштагов. Уст.назв.- выстрел бушприта.
МАРТИН-БАКШТАГ - трос, идущий от нока мартин-гика к борту судна.
МАРТИН-ШТАГ - трос, идущий от нока мартин-гика к ноку утлегаря.
МАТ - циновка или коврик, изготовленный из мягкого троса.
МАЧТА - вертикальное рангоутное дерево, возвышающееся над верхней палубой и расположенное, как правило, в ДП судна. На яхте служит для постановки парусов.
МАЯК - навигационное сооружение с источником света и своей характеристикой огня,
служащее для определения местоположения судна.
МЕЛКОВОДЬЕ - часть водного бассейна с малыми или относительно малыми глубинами.
МЕЛЬ - участок дна, отделенный от берега глубокой водой.
МЕРКАТОРСКАЯ ПРОЕКЦИЯ - нормальная, равноугольная цилиндрическая проекция,
наиболее распространённая при составлении морских карт.
МЕРНАЯ ЛИНИЯ (МИЛЯ)- участок прибрежной акватории со специальными створными
знаками на берегу, предназначенный для замеров скоростей и ошибок лагов.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ) - линия пересечения наружней поверхности корпуса судна
с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину.
МИЛЯ (морская)- единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана (1852 м.).
МОРЕХОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ - сборник различных таблиц, необходимых для решения навигационных и астрономических задач.
МППСС-72 - Международные правила предупреждения столкновения судов, 1972 г.
МУСИНГ - утолщение (узел) на середине или конце висящего вертикально троса,
служащей опорой для ног.
МУШКЕЛЬ - деревянный молоток, используемый при такелажных и отделочных работах.

Н

наверх

НА ХОДУ- термин “на ходу” означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано
К берегу и не стоит на мели, (МППСС-72).
НАБОР КОРПУСА ЯХТЫ - совокупность поперечных и продольных балок, составляющих
остов яхты и опору для обшивки.
НАВАЛ - касание корпусом судна причала или борта другого судна, не погасив
предварительно собственную инерцию.
НАВЕТРЕННЫЙ (борт, шкот и т.д.)- находящийся ближе к ветру. Противоположный
бортподветренный. Находиться наветру - быть с той стороны, откуда дует ветер.
НАВИГАЦИЯ - 1.Мореплавание, судоходство. 2.Раздел курса судовождения.
НАГЕЛЬ - 1. Деревянный или металлический стержень для скрепления элементов корпуса и рангоута яхты. 2. Деревянный или металлический фигурный болт для крепления снастей. 3. Ось шкива блока.
НАДИР - точка пересечения вертикала и линии горизонта.
НАДСТРОЙКА - закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта.
НАЙТОВ - снасть для закрепления оборудования и имущества. Найтовить - крепить.
НАСТИЛ ПАЛУБЫ - её жёсткое покрытие деревом, металлом, пластиком и т. д.
НАУТОФОН - электромагнитный звукоизлучатель, работает в тумане на отдельных
маяках.
НАШИВКА - усиление по шкаторине паруса из парусины.
НЕВЯЗКА МЕСТА - расхождение счислимого и обсервованного места судна.
НЕДГЕРСЫ - брусья с обоих сторон форштевня, между которыми крепится бушприт.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ - способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при
затоплении одного или нескольких отсеков.
НИРАЛ - снасть бегучего такелажа для уборки косых парусов.
НОК - свободный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева.
Другой конец, который упирается в мачту, называется пяткой.
НОС - передняя оконечность судна.
НУЛЬ ГЛУБИН - условная поверхность, от которой исчисляются глубины, приведенные
на морских картах. За н.г. принимают средний многолетний уровень моря, а в
приливных водах - наименьший возможный уровень. На большинстве Европейских
карт за н.г. принимают средний уровень сизигийных малых вод.

О

наверх

ОБВОДЫ КОРПУСА - внешние очертания корпуса яхты, во многом определяющие ходовые качества, остойчивость и мореходность, массу корпуса, водоизмещение, вместимость и т.д. В основном подразделяются на традиционные (с удлинённым килем) и современные плавниковые (швертботного типа) обводы.
ОБЛИКОВАТЬ - пришить ликтрос.
ОБМЕР ЯХТЫ - специальная, контрольная проверка размерений корпуса, парусного вооружения, элементов конструкций и оборудования яхты на предмет установления
её соответствия конкретному классу яхт или для расчета гоночного балла.
ОБСЕРВАЦИЯ - определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА - материал поверхности борта яхты.
ОВЕРКИЛЬ - перевёртывание (опрокидывание) яхты через (вверх) киль (килём), как
результат неудачного маневра или падения с крутой волны. Оверкиль - частая авария спортивных швертботов. Отработаны приёмы их быстрого восстановления.
ОВЕРШТАГ - поворот, когда яхта меняет галс с пересечением линии ветра носом.
ОГНИ И ЗНАКИ - 1.Часть С в составе МППСС-72. 2.Судовые навигационные огни и
знаки, обязательные к несению на судах согласно МППСС-72, являются источником взаимной информации судов, необходимой для оценки ситуации и безопасного,
грамотного маневрирования и расхождения.
ОГОН - петля на конце троса.
ОДЕРЖИВАТЬ - замедлять поворот яхты, инерцию при швартовке, не допускать навал.
ОПЛЁТКА - заделка (обвязка) концов, сплесней, снастей или рангоута тонким линем
Для предотвращения раскручивания или зацепления снастей. См.также - клетневание.
ОРТОДРОМИЯ - дуга большого круга на поверхности земного шара - кратчайшее расстояние между двумя точками.
ОСАДКА - заглубление яхты.
ОСНАСТКА - 1.Система снастей на яхте - стоячий и бегучий такелаж. См.
также вооружение яхты. 2.Процесс крепления коренных и проводка ходовых концов снастей.
ОСТОЙЧИВОСТЬ - способность яхты, получившей по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает яхту валкой, склонной к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой качке, опасной для корпуса и рангоута.
ОСТРЫЙ КУРС - бейдевинд. См.также - крутой курс.
ОТВАЛИТЬ - отойти на яхте от причала или другого судна.
ОТДАТЬ - отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь -
бросить его в воду и растравить якорный конец (цепь).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ - см. огни и знаки.
ОТМЕЛЬ - мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты.
ОТТЯЖКА - снасть, устройство с тягой, как правило, к палубе. Предназначена для
управления подвижными элементами рангоута (гики, аутригер и т.д.) или для обеспечения нужной тяги на шкаторины косых парусов (канинхем, барбара и т.д.).
ОТШЕСТВИЕ - разность между мередианами начального и конечного пунктов плавания,
рассчитываемая по средней параллели в морских милях.

П

наверх

ПАЙОЛ - настил трюма яхты. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЗ - щель между досками обшивки или палубы. Пазы законопачивают, зашпаклёвывают или заливают герметиком.
ПАЛ - 1.Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры, предназначенное для
ошвартовки бонов, судов. 2.Металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля.
ПАЛГУН - фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности.
ПАЛУБА - горизонтальное перекрытие основного корпуса яхты по всей её длине.
ПАНЕР - момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь) стоит вертикально, а якорь ещё не отделился от грунта.
ПАРУС - движитель, преобразующий энергию ветра в работу полезной тяги яхты ( по
типу крыла в воздушном потоке). Паруса бывают жёсткие (профилированные) и мягкие, из растительных или синтетических материалов.
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ - см. вооружение парусного судна.
ПАТЕНТ-РИФ - устройство, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика для взятия рифов.
ПЕЛЕНГ - угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью,
проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, различают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги.
ПЕНТЕР-ГАК - гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене якоря при его
подъёме на рустов или на палубу.
ПЕРЕБОРКА - стенка, разделяющая внутреннее пространство яхты на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна.
ПЕРО РУЛЯ - плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание
поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Располагается
в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля.
ПЕРТУЛИНЬ - снасть (цепь), удерживающая якорь за скобу в убранном положении.
ПЕРТЫ - тросы, натянутые под реем, на которых стоят матросы при работе с
парусами.
ПИЛЛЕРС - вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна.
ПИРС - пристань на сваях, установленная под углом к линии берега.
ПЛАВУЧЕСТЬ - положительная, если яхта остается на плаву при полном затоплении.
ПЛАНШИРЬ - планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ - обликованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по
по периметру, для закрытия пробоины в борту (наложить, подвести пластырь).
ПОГОН - планка (рельс) для перемещения по ней ползунов, каретки или кипы.
ПОДВЕТРЕННЫЙ - см. наветренный.
ПОДВОЛОК - зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПОДЗОР - свес кормы яхты.
ПОДОБРАТЬ (ПОДБИРАТЬ)- см. выбирать.
ПОЛВЕТРА - курс галфвинд.
ПОЛНЫЙ КУРС - курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие курсы, как бейдевинд и бакштаг, могут быть ещё и полными (ближе к ветру) и крутыми (острыми).
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ - определённый район, в пределах которого установлено одностороннее движение судов.
ПОЛУБИМС - короткий бимс в районе люков, шахт и т.п.
ПОЛУКЛЮЗ - накладной клюз с разрезом для вкладывания троса.
ПОМПА - механизм для перекачивания жидкостей.
ПОНТОН - плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств.
ПОСАДКА НА МЕЛЬ - аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем.
ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС - брус, укрепляемый вдоль надводного борта, предохраняет борт
при навалах и во время стоянки.
ПРИВЕСТИСЬ (к ветру)- изменить курс яхты ближе (круче) к направлению ветра.
ПРИЖИМНОЙ - швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ - горизонтальные движения частиц воды, вызываемые действием
приливообразующих сил Луны и Солнца.
ПРОА - тип катамарана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса.
ПРОДОЛЬНЫЙ - швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
ПРЯДЬ - составная часть троса, у растительного троса свитая из каболок, у стального троса свитая из одинаковых проволок.
ПРЯМОЙ ПАРУС - см. вооружение парусного судна.
ПУТЕВОЙ УГОЛ (ПУ)- горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и линией пути.
ПЯРТНЕРС - отверстие в палубе яхты, через которое проходит мачта.
ПЯТКА - 1.Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец -
нок. 2. Внешняя (нижняя) часть тренда у якоря.

Р

наверх

РАЗРЕЗНОЙ ФОК - парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней -
фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус).
РАКОВИНА - боковой свес в кормовой части судна.
РАКСЫ - металлические кольца или полукольца, одетые на штаг и привязанные к передней шкаторине стакселя или кливера. На современных яхтах заменены карабинами или штаг-пирсом.
РАКС-БУГЕЛЬ - 1.вариант тросового исполнения бейфута, когда он дополнен
ракс-слизами (деревянными пластинами) и ракс-клотами (точёными шарикам). 2.Кольцо с крюком, ходящее по мачте и служащее для подъёма рейка паруса.
РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО - традиционное название яхтенного рангоута, совокупности надпалубных конструкций и деталей яхтенного вооружения, предназначенного для
постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, реи, гики, бушприт и т.д.).
РЕВЕРСИРОВАНИЕ - изменение направления усилия механического движетеля на противоположное (винта, водомёта).
РЕГАТА - соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных яхт.
РЕЁК - 1.Рангоутное дерево, служащее для подъёма за верхнюю шкаторину косого, четырёхугольного, рейкового паруса фалом, заложенным за ракс-бугель. В отличии
от гафеля, реёк выходит за мачту в нос. 2.Стаксель (кливер)- гик. 3. Любой тонкий и длинный элемент рангоута, используемый впервые для несения парусов на яхте.
РЕЗЕН-КИЛЬ - продольный брус, установленный поверх киля для его усиления.
РЕЙ - горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для
привязывания к нему прямых парусов. Сигнальный рей предназначен для подъёма
на нём сигнальных флагов и знаков (фигур).
РЕЙД - открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РЕЛИНГ - 1.Жесткое, металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхты.
2.Релинги- стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие фальшборт.
РЕПКА - особая заделка конца троса плетением прядей.
РИДЕРСЫ - железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки
или шпангоутов для повышения прочности деревянного корпуса.
РИФ - подводная, или находящаяся чуть выше уровня воды, скала на мелководье.
РИФ-БАНТ - полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине
для увеличения его прочности в местах основания риф-сезней (люверсов).
РИФ-ГАТЫ - (люверсы) отверстия в парусе, через которые пропускаются риф-сезьни.
РИФ-СЕЗЬНИ - см. риф-штерты.
РИФ-ТАЛИ - тали для притягивания шкаторины к рею (гику) при взятии рифов.
РИФ-ШКЕНТЕЛЬ - снасть для притягивания к гику задней или передней шкаторины
косого паруса при взятии рифов.
РИФ-ШТЕРТЫ (ШКЕРТЫ)- (риф-сезни) короткие снасти, основанные в риф-гатах (люверсах), для привязывания паруса к рангоуту (лееру) при взятии рифов.
РИФИТЬ ПАРУСА - (брать, взять рифы), уменьшать площади парусов с помощью специальных устройств, снастей и приёмов. См. также патент-риф.
РИЧЕР - полно скроенный, сшитый из легкой ткани парус с высоко поднятым шкотовым
углом и большим серпом по задней шкаторине. Ставится на место стакселя.
РОМБОВАНТЫ - ванты, проходящие через краспицы и закрепленные обоими концами
на мачте. Ромбокркаспицы, как правило, заваливают немного вперед.
РОСТР-БЛОКИ - подставки для установки шлюпок на борту судна.
РОСТРЫ - 1.Совокупность запасных рангоутных дерев на судне. 2.Ряд бимсов на
парусниках, опирающихся на рубку, а по бортам на стойки, служат для размещения
судовых шлюпок.
РОУЛЬС - вращающийся на оси барабан с жёлобом под трос, используется в составе
кип, клюзов, блоков и т.д.
РУБКА - сооружение на палубе яхты, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и
т.д.
РУЛЬ - конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ - единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности (11,25*).
РУМПЕЛЬ - рычаг, жестко закреплённый в верхней части баллера, перпендикулярно оси.
РУНДУК - 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2.Помещение на берегу для хранения яхтенного имущества.
РУСЛЕНЬ - небольшая площадка с внешней стороны борта для крепления юферсов вант.
РУСТОВ - цепь или трос, удерживающий якорь за пятку в убранном положении.
РЫБИНСЫ - деревянные рейки, нашиваемые поверх шпангоутов для предотвращения
повреждения, как помещенного в трюм груза, так и бортов.
РЮ - 1. Реёк в латинском парусном вооружении. 2.Предшественник гафеля на парусных судах, когда он выходил вперед за мачту.
РЫМ - металлическое кольцо, продетое в обух, служит для крепления блоков, снастей.
РЫНДА - особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Этот звон используется для
указания времени (отбивания склянок).
РЫНДА-БУЛИНЬ - короткий трос с кнопом на конце, привязанный к языку колокола.

С

наверх

САЛИНГ - узел рангоута в виде рамы, состоящий из продольных (лонга-салингов) и
поперечных (краспиц) брусьев, их крепления к мачте (чиксов) и служит для отвода
брам и стень-вант.
СВАЙКА - инструмент для такелажных работ, пробивки прядей при сплетении тросов.
СВЕТОВОЙ ЛЮК - люк прямоугольной формы в палубе яхты, огражденный комингсом.
СЕГАРСЫ - кольца, свободно ходящие по мачте (гафелю) и служащие для крепления
шкаторины паруса к рангоуту.
СЕЗНИ - концы для увязывания (сезневания) парусов или их части в собранном виде.
СЕЙ-ТАЛИ - тали, основанные мжду одношкивным и двухшкивным блоками.
СЕКСТАН - угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных
светил и углов на земной поверхности.
СКАЙ ЛЯЙТ - палубный, световой люк.
СКЕГ - ограждающий, вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах.
СКЛИЗ - простейшее подъёмно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт.
СКЛОНЕНИЕ - см. магнитное склонение.
СКЛЯНКИ - песочные часы; различают четырехчасовые, часовые, получасовые, минутные, полуминутные и четвертьминутные.
СКУЛА - место перехода от днища к борту в носовой части обшивки. Существуют
острые, криволинейные и ”ломаные” скулы.
СКУЛОВОЙ КИЛЬ - ребро, установленное параллельно ДП яхты, от скулы в корму, перпендикулярно обшивке, для снижения (успокоения) качки.
СЛАБЛИНЬ - линь для крепления паруса (чаще триселя) к мачте или шлюпочного паруса к рейку.
СЛЕМИНГ - вибрация корпуса при ударах днищевой части носовой оконечности яхты
о встречные волны.
СНАСТЬ - растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и используемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте.
СНОС - отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа.
СОРЛИНЬ - трос для подъёма пера руля, отсоединяемого от баллера, или трос (цепь), соединяющий перо руля с корпусом, во избежание потери руля при его поломке.
СПИНАКЕР - треугольный, равнобедренный, полноскроенный из легкой ткани, передний
парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветренного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом.
СПИНАКЕР-ГИК - выстрел от мачты для выноса брасового угла спинакера на ветер.
СПЛЕСЕНЬ - соединение двух тросов одинаковой толщины.
СТАКСЕЛЬ - ближайший к мачте, передний, косой парус.
СТАКСЕЛЬ-ГИК - см. гик.
СТАНОВОЙ ЯКОРЬ - основной, отдаваемый с носа якорь.
СТАР-КНИЦА - кница, связывающая ахтерштевень с кильсоном.
СТВОРНЫЕ ЗНАКИ - береговые, парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы со щитами, пирамиды ит.д.), предназначенные для указания направления, ширины
фарватера, а также для разметки мерной линии.
СТЕМ - форштевень на деревянных судах.
СТЕНЬГА - рангоутное дерево, служащее продолжением мачты, поднимаемое с помощью
стень-вынтрепа и удерживаемая с боков стень-вантами, а сзади стень-фордунами.
СТЕПС - деревянное или металлическое гнездо (опора) на киле, в (на) которое
Ставится мачта своим шпором.
СТОП-АНКЕР - вспомогательный, запасной якорь, обычно уложенный на юте.
СТОПОР - 1.Устройство для зажима ходового конца. 2.Узел (кноп) на конце снасти, для предотвращения её выхлёстывания из блока (кипы).
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ - см. такелаж.
СТРИНГЕР - продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер (карлингс).
СТРОП - 1.Приспособление из тросов для захвата (обхвата) и подвешивания к гаку
грузов. 2. Короткий конец для подвязывания чего-либо.
СУДОВАЯ РОЛЬ - список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями
на яхте, фиксацией времени и порта прибытия \ убытия, на бланке, где указано название судна и порт его приписки.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ - основные огни, которые должны нести все суда в
море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. См. огни и знаки.
СХОДНЯ - переносной трап, используемый для схода на берег.
СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ - вычисление координат и направления движения яхты с учётом дрейфа и сноса. Отсюда - счислимое место.

Т

наверх

ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ - пособия, служащие для определения моментов наступления и высот полных и малых вод в каждые сутки, а также высоты уровня вод в любой
момент времени в прибрежных пунктах.
ТАКЕЛАЖ - совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами.
Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фордуны, штаги), и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий такелаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).
ТАЛИ - тяговое, грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом,
состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через которые проводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие
вдвое. См. также хват-тали, сей-тали, гини и лопарь.
ТАЛРЕП - 1.Вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных
прутка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.). Юферсы и трос, основанный между ними, для обтягивания стоячего такелажа
ТЕНДЕР (КУТТЕР)- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт, несущих
более одного передних парусов.
ТОЛБОЙ - узкий, крыловидный парус, который ставится в паре с ричером на курсах
45* - 120* к ветру, или со спинакером на острых бакштагах.
ТОМБУЙ - буёк, привязанный тонким тросом (буйрепом) к тренду якоря, для указания
места отдачи якоря и обеспечения возможности поднять буйреп на борт. См. буйреп.
ТОП - верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева (мачты, флагштока и т.д.).
ТОП-ТИМБЕРС - футокс, образующий верхние части шпангоутов.
ТОПОВЫЙ ОГОНЬ - светящий вперёд, белый огонь на мачте, по ДП судна. См.МППСС-72.
ТОПЕНАНТ - снасть бегучего такелажа, для удержания под нужным углом к палубе
деталей рангоута (реев, гиков и т.д.).
ТОПРИК (ТОПРЕП)- трос или цепь, соединяющая верхние концы двух шлюпбалок.
ТРАВЕРЗ - положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен ДП яхты.
ТРАВИТЬ - ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное
действие - выбирать.
ТРАНЕЦ - (транцевая доска) плоская, срезанная поперек корма судна.
ТРАНЦЕВАЯ ПЛИТА - пластина, шарнирно закреплённая под кормой глиссирующего
судна, как продолжение его днища, для регулировки дифферента и крена.
ТРАП - лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъёма со шлюпки, из воды.
ТРАПЕЦИЯ - страховочный трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания экипажа за борт при откренивании (противодействии ветровому, кренящему моменту).
ТРЕЙЛЕР - прицеп к автомобилю для транспортировки яхт, их спуска и подъёма из воды.
ТРЕНД - узел соединения лап и веретена якоря.
ТРИМАРАН - трёхкорпусная яхта.
ТРИСЕЛЬ - 1.Штормовой, косой парус уменьшенной площади, сшитый из прочной парусины. Ставится вместо грота, со свободной нижней шкаториной (без гика).
2.На парусниках, косой, четырёхугольный парус, привязанный к гафелю, гику и мачте или к (тонкой) трисель-мачте позади основной.
ТРОС - канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных ,волокнистых
материалов или из стальной проволоки.
ТРЮМ - пространство в корпусе яхты между внутренней обшивкой и пайолами.
ТУЗИК - небольшая шлюпка на яхте, раскрепляемая на палубе.
ТУРАЧКА - барабан шпиля, брашпиля.

У

наверх

УВАЛИТЬСЯ (под ветер)- изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением ветра увеличился.
УГОЛ ДРЕЙФА - см. дрейф.
УГОЛ СНОСА - см. снос.
УДАВКА - морской узел.
УЗЕЛ - принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
УИШБОН - гнутый гик с обоих сторон паруса ( например, на виндсерфе).
УПРАВЛЯЕМОСТЬ - способность яхты подчиняться управлению рулём и парусами. Во
многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа.
УСТОЙЧИВОСТЬ (на курсе)- способность яхты не отклоняться от основного курса.
Зависит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа.
УСЫ - изогнутые, деревянные планки на пятке гафеля или гика, обшитые кожей и
обхватывающие мачту.
УТКА - двурогая планка небольшого размера, для крепления свободного конца троса.
УТЛЕГАРЬ - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

Ф

наверх

ФАЛ - снасть, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута, парусов, флагов и
пр.
ФАЛИНЬ - трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки.
ФАЛЬШБОРТ - пояс выше палубы яхты, выполненный как продолжение борта.
ФАЛЬШКИЛЬ - 1.Тяжёлая отливка или загруженная полость обтекаемой формы, прикре-
плённая к килю, для обеспечения (повышения) остойчивости. 2.Брусья, набиваемые
снизу на килевую балку, для предохранения её от повреждений о грунт.
ФАРВАТЕР - безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФИТИНГ - фиксированный металлический обух (устройство), для крепления к нему
снасти.
ФЛОР - нижняя часть шпангоутной рамы.
ФЛОР-ТИМБЕРСЫ - футоксы, образующие нижнюю днищевую часть шпангоутов.
ФОК - 1.Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте. 2.Косой, треугольный
парус (фока-стаксель), поднимаемый на фока-штаге тендера, шлюпа.
ФОК-МАЧТА - передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами и более. На двухмачтовых парусниках передняя мачта - фок, если она ниже или равна задней.
ФОРДЕВИНД - 1.Курс яхты относительно ветра, совпадающий с его направлением. 2.Поворот, когда яхта пересекает линию направления ветра кормой при смене галса.
ФОРДЕК - носовая часть палубы судна.
ФОРДУНЫ - 1.Снасти стоячего такелажа, проведённые с топа мачты к бортам и в
корму, дополняющие бакштаги и ,порой, заменяющие ахтерштаг. 2.Снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и в корму.
ФОРПИК - крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ - брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с
килём.
ФРЕГАТ - в парусном военном флоте трехмачтовый корабль, второй по величине после линейного корабля. Рангоут был таким же. как на линейных кораблях, но мачты несколько легче и выше.
ФУТОКС - средняя часть деревянного шпангоута.

Х

наверх

ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЯ - характер цвета и изменения свечения навигационного знака.
ХВАТ-ТАЛИ - тали, состоящие из одношкивного и двухшкивного блоков.
ХОДИТЬ (на яхте)- находиться на борту яхты во время плавания. См. также - на
ходу.
ХОДОВОЙ КОНЕЦ - см. конец.
ХОДОВЫЕ ОГНИ - уст. название судовых навигационных огней судна на ходу.
ХРАП (ХРАПЦЫ)- складной гак из двух, расположенных навстречу друг другу, гаков.

Ц

наверх

ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ - точка приложения равнодействующей гидродинамических сил сопротивления воды боковому дрейфу яхты.
ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ - уменьшение расстояния по горизонтали между центром парусности
и центром бокового сопротивления яхты.
ЦИКЛОН - обширный воздушный вихрь вокруг области пониженного давления, движущийся против часовой стрелки в Северном полушарии (по часовой в Южном).

Ч

наверх

ЧИКСТЕЙ - устройство (тали), для регулировки натяжения бакштагов (фордунов), при сведении более чем одного бакштага в одну снасть у палубы.
ЧИКСЫ - наделки в виде коротких брусьев на мачте, для поддержания лонгасалингов.

Ш

наверх

ШВАРТОВ - трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления яхты у причала
или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА - совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту
швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО - шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр. оборудование, пред-
назначенное для швартовки.
ШВЕРТ - устройство в виде плавника, убирающегося в корпус яхты (швертовый
колодец),и обеспечивающего в опущенном положении устойчивость и уменьшение дрейфа.
ШВЕРТБОТ - мелкосидящая яхта со швертом и подъёмным, навесным пером руля.
ШВЕРЦЫ - шверты, навешиваемые с бортов яхты.
ШИРСТРЕК - верхний пояс наружной обшивки.
ШКЕНТЕЛЬ - короткий, мягкий трос с огоном, коушем или блоком на конце, предназначенный для поднятия грузов.
ШКЕРТ (ШТЕРТ)- короткий и тонкий трос для вспомогательных работ.
ШКИМУШГАР - однопрядный линь из пеньки.
ШКОТ - снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого
паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удержи-
вает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснащаются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру.
ШЛАГ - один полный оборот троса вокруг чего-либо.
ШЛАГТОВ - стальной брус, вставляемый в шпор стеньги, для удержания её на месте.
ШЛЮП - тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт с одним передним
парусом - стакселем (фока-стакселем).
ШЛЮП-БАЛКИ - устройство в виде двух балок с механизмом для вывешивания, удержания и спуска за борт шлюпки.
ШПАНГОУТ - основная криволинейная балка поперечного набора, основа для обшивки.
ШПАЦИЯ - расстояние между шпангоутами. Различают конструктивную и теоретическую.
ШПИГАТ - отверстие для свободного перетекания воды в горизонтальной плоскости.
ШПИЛЬ - большой ворот с вертикальной осью, для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ШПОР - нижний конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний
конец бушприта.
ШПРИНГ - продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа.
ШПРИНТОВ (ШПРИНТ)- реёк, растягивающий по диагонали четырёхугольный, шпринтовый, косой парус.
ШПРИТ-БАКЕН - плавучесть вехи.
ШПРЮЙТ - тросовая оттяжка, разносящая нагрузку на две и более точки.
ШПУНТОВЫЙ ПОЯС - пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю.
ШТАГ - снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепляющая мачту
с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг,
между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки паруса, то он получает наименование по названию паруса. Штаг, соединяющий топы мачт, называется штаг-карнагом. См. также ахтерштаг.
ШТАГ-ПИРС - профиль с ликпазом ( для ликтроса стакселя), охватывающий штаг.
ШТЕВНИ - форштевень и ахтерштевень.
ШТЕРТ - см. шкетр.
ШТОК - стержень поперек веретена якоря.
ШТУРВАЛ - орган управления движением по курсу в виде колеса, соединённого с
рулём.
ШТУРТРОС - стальной трос (цепь), служащий для передачи усилия от штурвала на руль.
ШТЫК - элемент морского узла.
ШХУНА - парусное судно с косым вооружением и двумя или более мачтами. На двухмачтовых шхунах передняя мачта равна или ниже задней.

Э

наверх

ЭЗЕЛЬГОФТ - окованная деревянная штука или поковка для скрепления двух рангоутных дерев, имеет два отверстия - четырёхугольное и круглое. Четырёхугольным он надевается на топ или нок рангоутного дерева, а круглое служит для пропускания добавочного дерева. (мачта - стеньга, бушприт - утлегарь и т.д.).
ЭРНСТ-БАКШТАГИ - снасти, для удержания гафеля за нок (с боков и в корму).
ЭСТУАРИЙ - залив в устье реки, в районе приливоотливных течений.

Ю

наверх

ЮТ - надстройка в кормовой части. На яхтах ютом называют кормовую часть палубы.
ЮФЕРС - круглый, деревянный блок без шкива, с тремя сквозными отверстиями, для
проводки лопарей талрепа.

Я

наверх

ЯКОРНЫЕ ОГНИ - (белые, круговые), судовые отличительные огни на якорной стоянке.
ЯЛ - многовёсельная (более двух) шлюпка военного флота.
ЯХТА - судно для отдыха (парусное или моторное), без ограничения тоннажа.



Hosted by uCoz